Бренд Дербента - "Чай, нарды и шашлык"
Официальный слоган, если верить СМИ: Дербент — «Вечно молодой».
Для теста, если вы были в Дербенте, оцените, какой образ ближе к истине. Наши варианты ниже :)
«Чай, нарды и шашлык» — это шуточный слоган, который очень даже соответствует ОБРАЗУ города, или можно чуть переиначить:
— «чай, нарды и магалы» :)
— «карты, нарды, чайхана» :)
«Карты, нарды, чайхана — мы в Дербенте… дотемна(весна, страна, весна красна, … подберите свой вариант слова в рифму ;)
Если говорить серьезно, то нужно понимать, что бренд это ОБРАЗ(или ВПЕЧАТЛЕНИЕ, если вам так больше нравится). Исходя из этой аксиомы у нас есть два варианта движения к цели. Первый — выявляем существующие образы, второй — формируем новые. Чаще маркетологи придумывают „третий“, т.е. смешивают первый и второй вариант, и как результат мы получим, что… правильно „хапур-чапур“.
Если у вас есть вопросы по брендирование городов и локаций Дагестана пишите на etnobrand@yandex.ru (вацап 8988-205-80-60). Чем сложнее вопросы тем лучше :)
Кстати, по мои наблюдениям, при брендинге Дербента привлекались хорошие дизайнеры, но с маркетолагами есть проблемы :)
***
Бренд Дербента. Логотип города
Забегая вперед, скажу, что бренд Дербента разрабатывали 2 ли 3 раза. Если верить СМИ, то затраты, на разработку, мягко говоря были немаленькими, но на текущий момент(2022 год) сложно сказать есть ли бренд у Дербента или его нет.
****
14 Сентября 2021. Сообщение с сайта администрации города(/derbent.ru/press-tsentr/novosti/257776/)
цитата:
Главе Дербента Рустамбеку Пирмагомедову презентовали финальные концепции брендбука города. Разработкой занимались сотрудники петербургского агентства «Oxygen».
t.me/niakavkaz/13847
derbent.ru/press-tsentr/novosti/257776/
derbent-news.ru/news/media/2021/9/14/glave-derbenta-prezentovali-finalnyie-kontseptsii-brendbuka-goroda/
***
2019 год
Администрация городского округа Дербент ищет разработчика местного бренда, сообщается в документах закупки, размещенной на государственном сайте.
Заявки на участие в тендере можно подавать с 24 октября до 1 ноября текущего года. Аукцион будет проведен 7 ноября, первоначальная стоимость тендера составляет 9 718 500 рублей.
woman.rambler.ru/other/43053020-administratsiya-derbenta-razmestila-tender-na-razrabotku-brenda-gorodskogo-okruga/
suvenir.segment.ru/review/notr/administratsiya_derbenta_razmestila_tender_na_razrabotku_brenda_gorodskogo_okruga/
***
13 Марта 2017. На сайте администрации города появилось сообщение(derbent.ru/press-tsentr/novosti/2728/) о том, что у города теперь есть официальный бренд.
цитата:
Благотворительным фондом «Я люблю Дербент» разработан фирменный бренд города Дербента.
Генеральный директор благотворительного фонда «Я люблю Дербент» Самур Рамазанов презентовал запатентованный бренд главе города Малику Баглиеву, который высоко оценил качество проделанной работы и одобрил бренд в качестве логотипа города.
***
****
результат 2017 года
Интересно то, что бренд города идет » в комплекте".
Каждый из них изображает одну из достопримечательностей города: крепость Нарын-Кала (основной Знак).
3
4
5
5
6
Проблема в том, что это было в 2017 году, а 2019 году появился новый заказ, на новый бренд, и в 2021 году тоже...
Возможно читатель заподозрит знаменитый «честный распил» бюджета… это не сайт журналистских расследований, поэтому данный вопрос мы тут не рассматриваем, в принципе. Тут есть, более серьезная и НЕочевидная проблема, которую вообще-то знает любой профи, занимающийся территориальным брендингом.
Суть проблемы в том, что сколько милЁнов не тратили бы в брендинг города толку не будет, если этот бренд НЕ БУДЕТ ПРИНЯТЬ жителями города. Это критический показатель для любого бренда города. А причем тут жители или почему они должны принять, мы поговрим в другом месте. А чтобы жители приняли нужно проводить не банальную рекламу-наружку, хотя это важно, а нужно сформировать «экспертное сообщество стейхолдеров», а они в свою очередь должны транслировать бренд в народ. Это серьезная работа растянутая во времени. Привлекая дорогих дизайнеров или маркетологов, для разработки, проблема не решается, если из местных жителей не формируется «группа стейхолдеров».
***
результаты 2021 года
2
3
4
5
6
Надо отдать должное дизайнерам «Oxygen», во вкусе им не откажешь. Все действительно красиво. Проблема заключается в том, что бренд становится брендом не из-за красоты логотипа или стильного оформления, хотя это и имеет огромное значение. Бренд становится брендом если ОБРАЗ созданный дизайнерами «резонирует» в головах — а) туристов, б) местных жителей. Проверить, резонирует или нет, достаточно просто. Достаточно выйти в город и опросить 10-20 горожан(жителей города). Опрос тоже простой — «что из себы представляет „логотип-бренд“ города?», т.е. попросить их визуализировать , вербализовать, описать бренд города. То же самое можно спросить у туристов, и все :) Данный опрос покажет есть ли бренд у Дербента или нет .
з.ы.
для перфекционистов любящих точность, оф.информация тути — dagbrand.ru/134-brend-goroda-derbent-zakupki-gov-ru.html
***
Несколько интересных наблюдений в брендинге Дербента
Если мы обратим внимание на наиболее популярные локации, в Дагестане, то их всего ДВЕ — сулакский каньон и Дербент, даже нет «топ3», а только топ2. Конечно есть еще «топ5», перечислю их — Шалбуздаг, Чиркейский ГЭС, Сары-Кум. Итого мы и получим «топ5». Это не значит, что в Дагестане больше нет привлекательных локаций. Их много, даже слишком много. Речь идет именно о ПОПУЛЯРНЫХ локациях. Есть много интересных локаций под названием «Водопады Дагестана», есть населенные пункты — Гуниб, исторические места — Ахульго и т. д. Вообще, список будет большим, но все они всплывают в памяти туриста при определенных усилиях. Дело в том, что «бренд» на то и бренд, что должен появится в голове туриста МОМЕНТАЛЬНО, достаточно простого вопроса, типа «самые популярные места в Дагестане». Так вот возвращаясь к этому вопросу, мы получим «топ2». Надо отметить, что в любой рыночной нише есть градации — топ3, топ5 и топ7. Если наша торговая марка не пропадает в топ7, то мы будем довольствоваться «остатками Клиентов». Иногда и этого достаточно, но все же мы тут ренчь ведем о брендах, поэтому речь идет о топ3. Если по каким-то причинам наша торговая марка/локация не попадает в топ3, то нам нужно правильно позиционировать себя, а по факту, создать новую рыночную «поднишу», где мы будем топ1 или топ2. Возвращаясь к началу нашего разговора, о самых популярных локациях(топ2), нужно заметить, что вложения в брендинг Дербента на порядки выше, т. е. затраты на продвижение локации «Дербент» не в разы выше, чем затраты на раскрутку Сулакского Каньона, и даже не в 10 раз, а в более чем 100 раз!.. И при всем при этом, Дербент не опережает Сулакский каньон даже в 10 раз.
О чем это говорит ?
Это говорит о низкой эффективности продвижения Дербента, с другой стороны это говорит о высоком потенциале/ресурсе Сулакского каньона.
Что это нам дает, нам, я имею ввиду, тем кто занимается АНАЛИЗОМ и изучением туристического брендинга ?
Это говорит о том, что Сулакский каньон имея огромный потенциал не имеет стратегию продвижения, и «живет» на естественном природном ресурсе. Предприниматели, которые зарабатывают на сулакском каньоне, мягко говоря не совсем понимают, что так будет не всегда. Если кто-то серьезно решит составить конкуренцию сулакскому каньону, как туристическому продукту, то это будет не сложно ибо, как уже было сказано выше, в Дагестане привлекательных мест ПРЕДОСТАТОЧНО… но вопрос, а есть ли такие «предпринимательские желания».
Возвращаясь к брендингу Дербента. Большие вложения в продвижения дают низкую эффективность по причине того, что нет стратегии продвижения, и нет понимания, что Дербент в отличие от Сулакского каньона имеет ПРОТИВОРЕЧИЕ.
Вообще, любая сложная деятельность, а продвижение именно такая деятельность, должна ВЫЯВИТЬ основные ПРОТИВОРЕЧИЯ. Если это удается, значит аналитики на правильном пути. Я бы даже сказал, на самом коротком и эффективном пути решения данной задачи.
Огрубленно при брендинге Дербента нужно решить следующее противоречие, которое возникает в любой большой локации, которая в своей сущности состоит из многих составляющих. Что я имею ввиду.
Дербент «носит в себе» историческую ценность, можно сказать « что «Дербент- это древняя история»(религии, культуры), Дербент — это архитектурное сооружение цитадель «Нарын-Кала», в текущих реалиях из Дербента делают «гастрономический винегрет», вместо того того, чтобы сделать «гастрономическую столицу Кавказа» или хотя бы гастрономическую столицу Дагестана»
***
Если у Вас, уважаемый Читатель, есть предположении по брендингу локаций(мест, городов, поселков) в Дагестане, пишите в комментариях.