Поиск

Стратегия развития Дагестана

Приглашаю к обсуждению все заинтересованные стороны, т. е. всех, кто заинтересован в процветании Дагестана (России). Данный проект является всего лишь презентацией идеи «Дагестан 2050», и не является законченным документом.

Форум проекта: dagstrateg.ru

Должен вам признаться, уважаемые читатели, что стратегия развития региона, менее чем на 70 лет, это утопия. Выстраивать серьезную стратегию, на время меньше чем средняя продолжительность жизни человека, нельзя, т. к. задачи сложные, и требуется время для смены некоторых парадигм в обществе. Быстро делаются только революции, для эволюции требуются десятилетия. Поэтому, надеюсь, что в ваших предложениях это будет учитываться.

Если мы обратимся к великим мыслителям и управленцам прошлого, то обнаружим, что все как один сошлись в некоторых принципах. Один из таких принципов гласит: «Идея не смотря на свое величие и сложность, должна быть настолько проста, что бы ее мог понять любой подросток». Говоря по-простому, суть идеи (стратегии) должна быть проста и понятна, только тогда она может считаться достаточно реализуемой. Если невозможно объяснить суть идеи простому обывателю, то либо объясняющий не компетентен, либо идея сыра. Я это говорю к тому, что стратегия развития Дагестана должна быть проста и понятна. Реализация (тактика) может быть сложной, могут потребоваться специализированные знания.
Поэтому, если ниже изложенное вам покажется сложным, значит стратегия «сыровата», а если вам покажется простым и понятным, значит она достойна пристального внимания, с последующей реализацией.

Цель. Постановка цели.


Хочу сделать еще одно примечание, прежде чем мы углубимся в подробности создания стратегии для Дагестана.
Ознакомившись с несколькими (не со всеми) стратегиями успешных регионов России, заметил отсутствие в их стратегиях постановки основной цели. Возможно это конспирация, чтобы конкуренты не копировали, возможно, что для этого есть отдельный документ, но подозреваю, что все намного проще. Составители успешных региональных стратегий не прописывали по забывчивости в своих стратегиях, какова цель их стратегий, хотя сами в уме держали эту цель, или не считали нужным публично озвучить (прописать) цель, по каким-то им известным причинам.


Почему акцентирую на этом внимание?


1. Цель должна быть четко сформулирована, иначе достижение цели будет затруднено разными трактовками участников процесса. Возможно, стоит упомянуть, стандарт постановки целей SMART (принятый на западе). Хотя отмечу, что SMART-метод можно применять с некоторыми оговорками, но лучше этого метода постановки целей, пока нет.
2. Не сформулированная цель усложняет привлечение новых участников, т. к. будущие участники точно должны понимать, что им нужно делать и что им это даст.
3. Если цель не сформулирована, то высока вероятность, что она неполноценна. Самая распространенная ошибка при постановке целей (сверхцелей), это достижение экономических, финансовых, материальных благ, которая формулируется как «достижение высокого материального достатка и комфортной жизни». В таких постановках целей отсутствует параметр нравственно-этического уровня.
Цель (сверхцель) должна быть обязательно сформулирована с учетом этого, даже в самом лаконичном и коротком виде, например: «Цель — достижение высокого материального и нравственно-этического уровня жизни». Если не указывать в цели, что нравственно-этический уровень населения является важным составляющим стратегии, то мы даже достигнув цели, придем к разочарованию. Пример тому сегодняшняя Европа. Материальный достаток очень высокий, но морально-нравственные критерии стерты, что приведет к деградации этих народов в будущем. Обычно в таких случаях в народе говорят: «Деньги есть, а счастья нет».

Некоторые принципы выстраивания стратегии:

  • -все текущие действия (усилия) нужно оценивать исходя из будущих перспектив, т. е. насколько это способствует достижению конечной цели, а не из сиюминутной выгоды,
  • -всегда все ресурсы равны 100% и мы должны понимать, что прилагая усилия в одной точке, мы объективно теряем (упускаем из вида) концентрацию усилий в других направлениях,
  • -всегда нужно делать то, что можно сделать просто, легко, и быстро, и только потом переходить к более сложным задачам, а никак не наоборот,
  • -стратегия это метод достижения сложной цели, цели из далекого будущего. Значит, прежде чем создать стратегию должна быть цель,
  • -цель должна быть четко сформулирована, чтобы каждый сознательный член общества понимал эту цель без дополнительных и специальных знаний. Цель должна быть одна, а подцелей может быть несколько, но все они способствуют достижению главной цели. Постановка стратегической цели, фактически является самой ответственной задачей в этом процессе. Обязательный принцип постановки цели, это «предел возможного», т. е. достижение цели должно быть на пределе возможностей, даже за гранью возможного,
  • -сложную задачу, всегда нужно разбивать на множество простых задач, каждая из которых легко решается,
  • -экономика, материальные блага, всегда вторичны. В правильно выстроенной стратегии, главенство, принадлежит нематериальным ценностям. Только в этом случае можно привлечь к реализации стратегии молодое, пассионарное поколение,
  • -прежде чем принять стратегию, можно и нужно привлечь массы к обсуждению, но принимать решение нужно привлекая только профессионалов.

Есть и другие принципы, но этого достаточно, чтобы понять каких правил мы будем придерживаться, когда будем предлагать свои решения данной задачи.

Нам так же нужно понимать, что если общество или группа лиц двигается, не имея четкого плана, то она будет метаться из стороны в сторону, взад-вперед, будет возникать ощущение движения, а на самом деле это только имитация движения вперед.

Каждое общество (регион) имеет свои сложившиеся на текущий момент особенности. Они объективны. И принимать стратегию нужно исходя из этого. Где-то есть сильное промышленное производство, а где-то его вовсе нет, но есть большой потенциал рабочей силы. Где-то есть природные ресурсы, а где-то ресурсом могут стать транспортные узлы. Очень многое будет схожим, но будут и отличия. Вот эти отличия и являются тем ресурсом, на который и нужно опираться. То, что покажется на первый взгляд «минусом», при детальном рассмотрении может оказаться «плюсом». Данное правило в коротком изложении звучит так: «… имеющиеся у нас недостатки, при правильном подходе могут оказаться нашим ресурсом...»

То, что местными жителями считается развалинами, гостями региона/города будет восприниматься исторической достопримечательностью. Очень многое зависит от позиционирования, как для местных жителей, так и для гостей или инвесторов.

Какими же ресурсами обладает Дагестан, при беглом рассмотрении?

Приведем некоторые всем известные:

-обувное производство (требуется небольшая господдержка, в результате мы можем получить экономический handicap),

-мебельное производство. Ситуация аналогичная,

-спорт (спортивный туризм),

-оздоровительно-лечебный туризм,

-исторический туризм,

-Дагестан давно выступает «экспортером» строительных услуг на Российский рынок, но в низком ценовом сегменте. Потенциал региона позволяет перейти и в более дорогостоящий сегмент, где лидируют турецкие строители. Для этого требуется только постановка такой цели, перед строительными компаниями региона, и помочь им в этом.

-Дагестан является лидером услуг междугородних перевозок. Самая большая концентрация перевозчиков в России,

-большой процент молодого населения, как фактор стабильной рабочей силы,

-предпринимательская активность является конкурентным преимуществом дагестанцев. Убедительным доводом этому служит тот факт, что федеральные торговые сетевые компании, с их колоссальным финансовыми ресурсами не могут выдержать конкуренцию с локальными (местными) компаниями, которые в сотни раз уступают им в этом. Потребуется создание в регионе общественного института (Институт Развития Дагестана), который поможет начинающим предпринимателям НЕфинансовыми инструментами.

-одним из серьезно недооцененных факторов развития региона и страны в целом является интернет (информационные технологии). При той громадной территориальной разобщенности административных единиц друг от друга, интернет может служить сильным фактором сближения продавца и покупателя. Пример тому всем известный сервис aliexpress. Аналогичный сервис нереально запускать у нас в стране, реалии Китая и России разные, но некоторые полезные уроки оттуда можно извлечь. Самый главный фактор работы этого сервиса является гарантия возврата денег покупателю, чтобы там эксперты IT-индустрии не говорили.

В частности, в Дагестане нет до сих пор полноценно работающей электронной площадки для фермеров, с гарантией по сделкам. Есть проект agro05.ru, но для работы на этой площадке фермеры должны иметь минимальную «интернет-грамотность», и данный проект не предусматривает сервис «гарантии по сделкам». Если производители сельскохозяйственной продукции получат доступ к российским потребителям, используя интернет-технологии, это послужит серьезным фактором развития сельского хозяйства в Дагестане. Создать такой проект не такое дорогое удовольствие, как может показаться на первый взгляд.

Еще один фактор, который лежит на поверхности, но пока никак не используется — «Брендирование Дагестана». Такой проект может объединить спортивный туризм, исторический туризм, оздоровительно-лечебный туризм и дать синергетический эффект, который по отдельности эти виды туризма не смогут дать. Кстати, если вы заметили, тема «пляжного туризма» не затронута и это не случайно, ниже этот вопрос будет отдельно рассмотрен.

Данный список можно продолжать, но более детально все можно изучить путем мониторинга бизнес-среды, исторического наследия, социальных тенденций происходящих в обществе. Мониторинг можно сделать достаточно простым способом. Неофициальные круглые столы, с предпринимателями в городах (районах) и общественными деятелями, выявить большинство ресурсов, которые мы не до конца используем.

Одним из главных и основополагающих ресурсов, конечно же, является человеческий потенциал. Мы должны помнить, что человеческий ресурс всегда является главным критерием развития экономики. Лозунг «кадры решают все» не теряет своей актуальности и вряд ли вообще потеряет. А это значит, что основному ресурсу и нужно уделять больше всего внимания, т. к. это решает проблемы будущего уже сегодня, что в разы легче и дешевле. Люди являются катализаторами всех изменений, и оставить это без внимания, значит на корню лишить регион стратегического ресурса (самого основного). Какими бы богатствами регион (страна) не владел, но если нет толковых управленцев и предпринимателей, устремленных в будущее, то все эти ресурсы будут служить сырьем для развития других регионов (стран).

Одним из стратегических преимуществ региона/города, в будущем станет уровень «Креативности общества», точнее креативность бизнес-среды. В данном случае, слово «креативность» мы будем рассматривать в смысле «созидательный, творческий». Уже сегодня заметно, что нормальное развитие общества идет в этом направлении. Возможно, в будущем люди будут разделяться не на богатых и бедных, а на креативных и НЕкреативных, т. к. данный фактор станет критическим для развития общества и это качество будет наиболее ценным и значимым. К сожалению, креативных будет меньшинство, но стратегической задачей общества, сегодня, является максимально использовать потенциал людей, дать им возможность попасть в будущем в категорию креативных. Мир движется в сторону глобализации и стандартизации. Очевидный признак этого то, что покупателю становится все сложнее выбирать между торговыми марками. Пример тому автомобильный рынок. При кажущемся разнообразии все автомобили схожи. Производители делают акцент уже не на реальном отличии, а на вымышленном. Яркое тому свидетельство эмоциональная реклама автомобилей в СМИ. Акцент делается не на реальных отличиях и преимуществах, а «придуманных», ярко наполняются те или иные качества эмоциональным содержанием. Развитие технологий стирает уникальность. То, что сделано в Бразилии, на следующий же день сделают в Японии. Все сложнее оставаться уникальным для потребителя, соответственно снижается конкурентоспособность. Когда все одинаковы, потребитель теряется, ему сложно сделать выбор. На этом фоне, именно эта способность, способность создавать уникальность и будет самой ценной. Это и есть креативность. Поэтому одна из задач стратегии будущего является создание условий, когда члены общества смогут в полной мере проявлять свои созидательные способности. В сегодняшнем обществе креативность является чем-то особенным, некой мистической тайной. В обществе будущего креативность станет обыденной нормой, иначе общество будет обречено. Пример того, что креативность (творчество) это такая же технология, как печь пироги, уже доказано ученым придумавшим ТРИЗ (Альтшуллер Г.С.). Внедрение подобных технологий/подходов станет повсеместным.

Вернемся к теме «пляжного туризма». Особо хочу отметить, муссируемую в СМИ тему «пляжного туризма», который нам навязывают как локомотив развития Дагестана. Тут есть несколько, серьезных, но не очевидных проблем.

Если Дагестан рассматривать как кластер «пляжного туризма», то мы сразу встаем в конкурентный ряд с Сочи, Крымом, Турцией. Если Крым только возрождается, то в Сочи и в Турции, в эти сектора вложено столько средств, что Дагестан и десятой доли таких вложений не получит в ближайшие 50 лет. Тогда возникает резонный вопрос: в чем же логика ввязывания в эту гонку?
Либо лоббируются чьи-то корыстные интересы, для освоения государственного бюджета, либо это просто очередная тема для демагогий, которые носят характер политических спекуляций и не более того.

Если даже поверим в чудо, что все у нас получилось (инвестиции, кадры), тогда на выходе мы получим классный туризм, НО… с морально-нравственными проблемами (с уровнем распущенности в туристических городах мы хорошо знакомы). Стоит ли на это идти? Думаю, что нет.

Из экономики Дагестана нам нужно выбрать те области, которые могут дать быстрый результат, с минимальными вложениями. Это важно. Быстрота и легкость получения максимального результата, является важным критерием правильной стратегии. Для этого нам нужно обязательно промониторить рынок (бизнес-среду) и выбрать наиболее «живые» сектора экономики и работать, в первую очередь, с ними.

Например (я немного упрощаю ситуацию, иначе придется долго излагать):
— если Дагестан попытается развиваться как аграрный регион, ему потребуются огромные средства и придется конкурировать со Ставропольским краем, который на порядок нас в этом превосходит. Опять же, если детально рассмотреть, то мы найдем тут свои преимущества — высокогорное садоводство, производство экологичной продукции и т.д.

-если мы решим развивать машиностроение, то нам придется конкурировать с промышленно развитыми регионами и потребуются нереально большие средства, да и кадры отсутствуют. Опять же, если внимательно рассмотрим узкие направления, такие как производство автозапчастей для иномарок, то можно выявить определенный потенциал, который позволит достаточно быстро освоить эту нишу.

-если мы решим развивать IT-индустрию, нам придется очень туго, даже будь у нас колоссальные средства. У нас нет кадров.

-если речь пойдет о туризме, то нам придется конкурировать с Сочи, Турцией, а это миллиарды инвестиций, которые нужно привлечь (с нашим-то имиджем). Потребуются тысячи квалифицированных кадров, которые нужно обучать, и не один месяц.

А что можно сделать?

Как вы думаете, кого легче подтянуть, двоечника до уровня хорошиста или хорошиста до уровня отличника? Ответ очевиден.

Нужно оценивать ситуацию исходя из будущего, а не сегодняшнего дня, а это говорит нам, что туристический бизнес сильно конкурентен, но что еще хуже, это не развивает интеллектуальный потенциал региона. Более того туристический бизнес может рухнуть после нескольких терактов. Более перспективным является производство востребованной продукции. Это несет больший потенциал для будущего, это сложнее, только если не учесть УЖЕ имеющиеся ресурсы.
Туризм нужно создавать с нуля, а производство (в частности мебели, обуви) у нас уже существует. Соответственно подтянуть «хорошистов» (мебельное и обувное производство) будет гораздо легче и быстрее.

У нас худо-бедно сформировалось обувное производство (речь идет о текущем моменте, все может поменяться со временем).

Тут уже есть рынок, конкурентные преимущества, кадры более-менее сформировались.

Для того, чтобы республика получила импульс в развитии, нужно ПОМОГАТЬ тем секторам, которые уже «живут» САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Для хорошего развития вышеуказанных секторов, достаточно создать условия поставщикам материалов и технологий. Наши люди ездят куда-то и закупают материалы, оборудование. Мелкие цеха этого не могут себе позволить.

А если предложить тем же поставщикам открыть свои филиалы тут, предложить им дешевую аренду, то

они с удовольствием их откроют, т.к. бизнес всегда ищет возможности для расширений.

Особо хочу выделить проработку вопросов связанных с позиционированием и PR. Это имеет огромное значение в данной ситуации.

Одним из мощных инструментов вовлечения масс является организация престижных конкурсов. Престижность конкурсов тут играет ключевую роль, иначе это зря потраченные деньги и время. Престижность можно создать, если важность конкурсов будет отмечено «на самом верху». Если первые лица республики, знаменитые люди региона, примут участие в открытии мероприятий и вручении призов победителям, и все это должным образом будет освещено в СМИ.

Нужно организовать, на государственном уровне конкурсы:
«лучший мебельщик», «лучший обувщик», «лучший дизайнер» и т.д., с призами и рекламой всего этого процесса. «Критическая масса» для позитивных сдвигов начнется тогда, когда на каждый квадратный метр Дагестана, дизайнеров по мебели или обуви будет столько же сколько борцов вольного стиля. Вот тогда позитивный эффект не заставит себя долго ждать. Это явление будет сильно способствовать предпринимательской активности в данных секторах.
Важно помнить, что это нужно делать не ради «галочки», а для реальной помощи действующим предпринимателям.

Таких примеров можно привести много, достаточно промониторить экономику республики, сразу же выявятся «точки роста», куда достаточно приложить небольшие усилия, для получения максимальных результатов.

На данный момент ситуация такова (это мое субъективное мнение), что в республике нет той самой стратегии развития, которая должна быть фундаментом дальнейших действий.

Одно из правил стратегии гласит, что нужно концентрироваться на одном (малом), для получения максимального результата. Вот это «одно» и есть УЖЕ сложившиеся сектора экономики.

Кадры решают всё!

Еще одним важным элементом правильной стратегии является подготовка кадров для ближайшего будущего, т. е. изучить рынок труда и организовать круглый стол с HR-службами компаний региона (кстати в 2017 году нами был создан Клуб HR Дагестана). Дело в том, что общаясь с предпринимателями о проблемах бизнеса и сотрудников, пришел к очевидному итогу.

Все разговоры сводились к следующему:

-на рынке труда масса продавцов, которые ищут работу продавца, а предпринимателю найти при этом хорошего продавца (умеющего, с толком, что-то продавать), проблема,
-на рынке труда масса юристов, которые закончили ВУЗы, даже с красными дипломами, но найти юриста для фирмы проблема,
-на рынке труда масса менеджеров, которые понятия не имеют об управлении и организации труда,
-на рынке труда масса бухгалтеров (маркетологов, дизайнеров и т.д.) ищущих работу, но невозможно найти специалиста, который владеет знаниями реальной работы по специальности.

Предприниматели утверждают, что толкового специалиста, в любой области, трудно найти, а те (спецы), что есть уже хорошо устроились и у них всегда масса предложений, и нереально такого заманить хорошей зарплатой и т. д. На вопрос «как быть?» пожимают плечами… Такая проблема с традиционными специальностями, а ведь конкурентный рынок постоянно меняется, появляются новые услуги и товары, а для реализации этих услуг/товаров требуются новые специальности. Как частный пример, специальность дроннера (водитель-оператор дронов). На 2018 год уже существует потребность в данных специалистах (в МВД, Агропром, дорожные службы, МЧС, лесные хозяйства и т. д.), то есть там, где требуется мониторинг больших территорий. А специалистов нет, соответственно, на обучение отправляют в другие регионы (обычно в Москву) и то, в крайнем случае. А ведь наличие таких специалистов облегчает работу этим службам, это экономия времени и средств, и рабочие места соответственно. Существует большая потребность в редких специалистах, бизнес не может развиваться. Выявить потребности рынка на ближайшее будущее поможет организация круглых столов представителей государственных служб и HR-специалистов из бизнес-среды.

Попробуем рассмотреть проблему с разных сторон.

1. Если бизнес не может нанять хороших специалистов — технологов, инженеров, поваров, продавцов и т.д., то, по сути, результат будет по принципу «высокая цена, за низкое качество».

2. Бизнес, который работает по принципу (независимо от его желаний) «высокая цена, за низкое качество» теряет часть прибыли, т.к. часть покупателей ищут замену услуге/продукту из-за отсутствия желаемого качества, а это потеря прибыли.

3. Если сложившиеся реалии в определенной отрасли, или регионе работают по принципу, который был выше изложен (по причине того, что бизнес не может нанять профи высокого класса), то в конкурентной борьбе этот регион уступит более успешному региону. А это поведет за собой не только сиюминутные убытки, но и «утечку мозгов», т.е. тех самых высокопрофессиональных специалистов, в более успешный регион, и тут круг замкнется...

4. От ситуации, когда бизнес нанимает «средненьких» специалистов будут страдать все, а не только прибыль бизнеса, т.к. мы все потребители, и получаем такого же качества услуги.

5. От того, что бизнес нанимает «средненьких» специалистов, то и платит им так же, так как не может себе позволить высокую оплату, из-за посредственного качества услуги или товаров.

6. От того, что специалист, по своим умениям и навыкам, не соответствует потребностям бизнеса, еле тянет на троечку, то и бизнес тоже платит этому специалисту «на троечку», и страдает этот же самый специалист (оплата труда низкая).

Еще один немаловажный факт. Почему-то в СМИ (ТВ, интернет) муссируется постоянно, что ресурсы государства это полезные ископаемые или же технологии, а ведь это не так. Ресурсом любого общества или государства, в первую очередь являются люди, т.е. навыки и умения этих людей, а остальное всегда второстепенно (примеры — Япония, Сингапур, Китай, Германия… страны бедные ископаемыми ресурсами).

Странно бывает слушать людей (ТВ передачи, статьи) где почти навязчиво обсуждаются экономические проблемы, через призму природных ископаемых или технологий. Слово навязчиво специально подчеркнуто, т.к. обществу постоянно навязывается именно такая постановка задачи и рекомендуется там искать решение проблемы. В эту тему, мы не будем углубляться и вернемся к нашим баранам :)

Не лишним будет упомянуть, что СМИ всячески восхваляют и приукрашивают не совсем здоровые для экономики специальности (актеры, певцы, шоумэны и т.д.) и при этом принижают роль трудового человека. Нужно постараться всячески возвеличивать ценность труда и трудового человека. Возродить традиции «Доски почетов», возродить профессиональные конкурсы, но с учетом существующих реалий (интернет).

Тема подготовки кадров слишком большая и детальное рассмотрение этой проблемы тут будет невозможно. Мы просто отметим важность проблемы и направление, в котором нужно двигаться для решения этой задачи.

Особо стоит отметить роль средних школ и ВУЗов, но пока не будем углубляться в детали этого направления, скажу, что нужно вводить бизнес-кружки в старших классах и факультативы в ВУЗах, и привлечь для этого предпринимателей. Обучение молодежи востребованным специальностям, это наилучшие инвестиции в будущее региона.

Что касается «обеления» экономики, (в такой процедуре порой возникает необходимость), то тут есть два пути: 1 — карательный, 2 — мирный. Первый вариант очевидный и является логическим шагом государства, но малоэффективен. Второй вариант сложный, но эффективный. Сложность второго варианта заключается в создании (придумывании, при необходимости) востребованного сервиса для бизнеса, и тогда бизнес захочет этим сервисом воспользоваться, соответственно происходит «обеление» бизнеса. Проблема в том, что нужно создать на самом деле полезный ресурс (не для галочки), а это не простоя задача, хотя вполне решаемая.

«Брендирование Дагестана». Маркетинг территорий. dagmesta.ru


Далее предлагаю вам на обсуждение идею маркетинга территорий («Брендирование Дагестана» ), как одну из подцелей «Стратегии развития Дагестана 2050». Еще раз напомню, что у нас пока не стоит задача детального изучения данного вопроса, а всего лишь обозначить общее направление движения.

Ниже только суть данной идеи, которая дает нам только общее представление.

Одной из целей данного проекта является создание позитивного имиджа Дагестану, как внутри республики, так и за пределами региона, главные же цели, это экономический рост и решение социальных проблем. Проект «Маркетинг территорий» имеет мощный социальный и экономический эффект за счет увеличения человеческих и информационных потоков. Регион (государство) развивается по законам развития систем, одно из правил, которых гласит: «… чем больше связей внутри системы, тем устойчивее и динамичнее развивается система». Еще одним неочевидным упущением в региональном развитии, является отсутствии системности, в проводимых государственными органами и ведомствами фестивалей, симпозиумов, круглых столов, по разным темам, связанных с развитием тех или иных отраслей экономики. Нет последовательности и взаимной «привязки» мероприятий между собой. Отсутствие системности резко снижает эффективность проводимых мероприятий. Создание объединяющего проекта спровоцирует синергетический эффект, который так необходим любой развивающейся экономике.

Реализация проекта даст скачок улучшению качества услуг в туристической сфере, гостиничном и ресторанном бизнесе региона. Реализация программы увеличит передвижение населения (внешний, внутренний туризм, познавательно-исторический формат) за счет создания привлекательных территориальных брендов.

Заказчиком может выступить Правительство РД и негосударственные структуры. Оператор и исполнитель проекта выбирается на конкурсной основе.

Цель проекта:

Создание позитивного имиджа Дагестана, как внутри, так и за пределами республики.

Создание дополнительного политического инструмента влияния для региональной власти. Территория является политическим институтом, а «брендинг территории» должен стать инструментом современной политики, которая реализуется на трех уровнях (глобальном, общенациональном и региональном).

Завлечение молодежи (ВУЗы), как наиболее пассионарной части, в реальную жизнь республики (2 этап проекта).

Реальная помощь малому и среднему бизнесу в сфере услуг, в том числе туристическому. Создание сектора сувенирного производства в регионе.

Улучшение инвестиционного климата, привлечет не только внешних, но и внутренних инвесторов в сектор малого и среднего бизнеса.

Создание национальных брендов, в т.ч. с использованием уникального многообразия культур коренных народностей.

Создание сектора MICE-туризма (Meetings-lncentivc-Conferences-Events), в частности, экстремальные виды (велогонки, альпинизм, парусный спорт). Отдельно стоит упомянуть возможность создания мирового/европейского центра вольной борьбы.

При правильной постановке задачи можно минимальными финансовыми вложениями и усилиями получить максимальный эффект. Реализация проекта дает позитивный имидж Дагестану, дополнительный политический инструмент для региональной власти, экономический подъем, уменьшает социальное напряжение в обществе. Это тот редкий случай, когда государство и население заинтересованы в совместном сотрудничестве, и что важно, это реализуется на уровне «человека». Проект может стать мощным толчком для развития малого бизнеса в сфере услуг и производства сувениров.

Особо стоит отметить возникающий эффект от участия государства в развитии малого и среднего бизнеса. Рост патриотизма, т.к. акцент в проекте делается на «истории мест». Вовлечение молодежи и студентов в полезное и позитивное русло.

Получаем позитивный эффект — политический, экономический, социальный.

Маркетинг территорий позволяет повысить притягательность территории в целом, а также привлекательность сосредоточенных на ней ресурсов (природных, материально-технических, трудовых, финансовых, организационных, социальных, культурных и др.), повысить доходность местного бюджета, улучшить инвестиционный климат и реализовать потенциал данной территории.

Суть проекта:

Создать условия, при которых маркетинговое преимущество территорий будет работать максимально. На сегодняшний день данный подход (МТ) полностью игнорируется. Пример (закупоривания маркетинговых преимуществ):

— существуют слабые туристические потоки спортивного уклона в городах Махачкала, Хасавюрт. Люди из других регионов приезжают сюда, чтобы пройти тренировки с дагестанскими борцами. Госструктуры игнорируют данный факт по причине не понимания работы маркетинговых инструментов. Еще пример отсутствия маркетинговой грамотности — нет дома-музея имама Шамиля, который демонстрировал бы быт, уклад жизни горцев. Отсутствие в Дербенте «мастерских на показ» куда турист может зайти и увидеть, как ткутся ковры или даже попробовать этому научиться. Вообще потенциал Дербента катастрофически недооценен. Таких примеров много. Тогда требуется рекламировать и стандартизировать некоторые виды услуг и товаров, что в разы повысит привлекательность Дагестана (городов, сел). В частности не используется:

— спортивный бренд Дагестана,

— сельское хозяйство («высокогорный бренд»),

— национальные кухни,

— ручное производство обуви, мебели, ковров, холодного оружия (за исключением кизлярских и кубачинских изделий). Например, поход в мастерскую по изготовлению холодного оружия резко повысит интерес к местности, не говоря уже о возможности для туриста, что-то сделать своими руками,

— Крепость Нарын-Кала (Дербент самый старинный город России, первая церковь, первая мечеть),

— «Религиозный маркетинг». Для государства является огромной проблемой пропаганда псевдоислама (запрещенными организациями), в средней полосе России. Нужно правильно позиционировать обучающие центры традиционного ислама в Дагестане, чтобы жаждущие знаний обращались именно туда.

В основном, финансовые затраты, которые требуются на создание проекта «маркетинга территорий» это затраты на изучение потенциала мест, реклама преимуществ и отличий этих мест и региона в целом, обучение предпринимателей, некоторым азам маркетинга.

Что требуется для реализации проекта

1 этап (начальный).

Разработка стратегии. Постановка тактических задач. Мониторинг (реализация)

Минимальный требуемый бюджет 3-5 штатных единицы.

2 этап.

Активно продвигать информацию о территории (массовая пропаганда данного проекта), с использованием всех возможных средств массовой информации, как внутри, так и за пределами республики, с учетом правил PR-технологий.

Организация ежегодных круглых столов «Перспективы и проблемы развития территорий», с участием предпринимателей из реального сектора экономики и широкой общественности. Отдельно проработать вопрос со строительными компаниями, т.к. привлекательность мест в их прямых интересах. Обсуждение национальных брендов.

Задействовать население экономическими рычагами — помочь местным предпринимателям за счет МТ увеличить доходность бизнеса. На этом этапе желательно исключить участие государства (за исключением создания инфраструктуры), тем самым достигается огромная экономия бюджетных средств и ускоренная реализация проекта, т. к. государственное вмешательство в бизнес процессы часто негативно сказывается на результатах.

Задействовать молодое поколение, как наиболее пассионарную часть населения к реализации проекта. В частности организация конкурсов «Лучшее фото», «Лучший рассказ о традициях местного края», «Краеведческие конкурсы» и др., все это в практической привязке с брендированием территорий.

Подготовить специалистов в области «Маркетинга территорий».

Риски, которые возможны в ходе реализации

Политических рисков =0. Социальных рисков=0.

Экономические риски (небольшое пояснение):

Финансовое участие государства можно свести к минимуму (оставить только информационное и административное сопровождение). Основное участие предложить малому и среднему бизнесу. Данный аспект имеет много нюансов и требует тщательного изучения. Бесспорн?

… продолжение

Именно такой подход даст государству двойной плюс — экономия госсредств и гарантированное продвижение проекта, за счет интереса частного инвестора.

В случае приостановки проекта, мы всего лишь потеряем потраченные средства на оплату услуг нескольких специалистов. Данные затраты тоже нельзя считать убыточными, т.к. за это время будет собрана уникальная информация о возможностях территорий и способах реализации проекта с привлечением частных инвестиций, в лице малого бизнеса.

Проект «Маркетинг территорий» = Позитивный имидж Дагестана + Экономический эффект + Социально-политический эффект

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Посещая этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.